Кредо-Инвест

Ситуационный центр РСПП

В публикации отмечается, что еще одним «результатом» украинского кризиса стал разрыв ключевых линий поставок никеля, алюминия, пшеницы и подсолнечного масла, что привело к росту цен на сырьевые товары. Если пандемия, вызвавшая резкий рост закупок товаров, привела к сбою в глобальной цепочке поставок, российско-украинский конфликт и политика Китая по борьбе с COVID-19 могут полностью нарушить ее. «Логистика слишком сложна, взаимосвязана и хрупка, чтобы оставаться полностью невосприимчивой к потрясениям, особенно к таким встряскам, как пандемия или военные конфликты», — отмечают авторы публикации.

Мировая экономика, потрясенная торговым конфликтом между США и Китаем, пандемией, а теперь и конфликтом России и Украины, помогла превратить судоходство в нечто, что казалось практически невероятным, — в основные инвестиции. Такое мнение высказал Пол Сомма, основатель биржевого фонда SonicShares Global Shipping ETF, ориентированного на акции судоходных компаний. До Украинского кризиса акции контейнерных линий, таких как Maersk и Hapag-Lloyd, достигали рекордно высокого уровня, а операторы в сегментах сухих грузов и танкеров отставали. Меняющиеся геополитические и экономические ландшафты открыли благоприятные перспективы для всех трех. «Еще полгода назад это была очень нишевая область инвестиционного мира, а теперь она стала более популярной», — добавил он. 

Дилан Альперин, руководитель отдела профессиональных услуг в компании Keelvar, занимающейся разработкой программного обеспечения для цепочек поставок, сообщил CNBC, что действия российского ВМФ в Азовском море «привели к огромному скоплению судов, ожидающих пересечения Керченского пролива».

В порту Роттердама в Нидерландах некоторые терминалы превратились в «автостоянку» для сотен грузовых контейнеров, направляющихся в Россию, сказал Тие Шеллекенс, представитель порта. Кроме того, многие контейнеры подвергаются трудоемким таможенным проверкам, чтобы убедиться, что в них не перевозятся товары из «черного списка», такие как детали самолетов или полупроводники. 

Закрытое воздушное пространство над Украиной и авиакомпании, избегающие воздушного пространства России, повысили ставки на грузовые авиаперевозки. Рекордные цены на нефть также повышают стоимость топлива. По словам экспертов, некоторые страховщики также повышают страховые взносы за перевозку грузов в Черном море. 

В начале марта MSC, Maersk, CMA CGM, Yang Ming, Hapag-Lloyd и ONE временно приостановили логистические услуги для России. По данным французского агентства Alphaliner, эти шесть операторов контролируют 62% глобальной пропускной способности, подчеркивается в публикации FreightWaves. 

Торговля уже ощутила на себе санкции в отношении Москвы и блокировку транспортных маршрутов, пишет gCaptain. По данным FourKites Inc., платформы для отслеживания цепочки поставок, российский импорт по всем видам грузовых перевозок за первый месяц конфликта сократился на 62%, а поставки на Украину упали на 97%. Хотя на долю России приходится 5% мировых морских перевозок, а на Украину — 1%, возник повышенный риск глобального экономического спада.

По данным Ассоциации торгово-промышленных палат Германии (DIHK), около 60% компаний сообщают о дополнительных сбоях в цепочке поставок и логистике в результате конфликта между Россией и Украиной. 

В публикации gCaptain приводятся данные американской компании Interos, занимающейся управлением рисками цепочки поставок. Согласно данным компании, более 2100 американских фирм и 1200 фирм в Европе имеют по крайней мере одного прямого поставщика в России, а общее число достигает 300 000, если включить косвенных поставщиков.

Новости